Ұлттың мәдени кодының кілті

Начало учебного года в КазНУИ ознаменовалось земечательным событием как для университета, так и для музыкального образования в масштабах республики.  В минувшую пятницу в Нур-Султане состоялась презентация трех книг доцента кафедры музыковедения и композиции кандидата искусствоведения, этномузыковеда А.К.Байбек.

Все три издания – монография «Песенный канон и индивидуальные стили устно-профессиональной лирики  Арки» и два пособия на русском («Трансляция песенной традиции в современном обучении профессиональных музыкантов») и казахском («Заманауи музыкалық білім беру жүйесінде ән дәстүрін транляциялау») языках, посвященные проблемам теории и практики этносольфеджио в Казахстане – явились результатом многолетнего труда автора в ведущих вузах в сфере образования профессиональных музыкантов – Казахской национальной консерватории им. Курмангазы и Казахском национальном университете искусств.

Потребность в создании дисциплины этносольфеджио возникла из самой музыкальной практики. Дело в том, что с введением нотной письменности стала исчезать импровизация, а с ней и устная традиция бытования кюев. Ведь домбристы прошлых эпох удерживали в своей памяти сотни кюев, благодаря импровизации, владению музыкальным языком, кругозору и др. А для Казахстана именно музыка, будучи итогом многовекового развития инструментальной традиции, из всех других видов искусств является наиболее развитым.

Предыстория казахского этносольфеджио началась задолго до сегодняшнего дня, а именно  в 1972 г., с приездом в Алма-Атинскую консерваторию двух молодых специалистов, выпускников аспирантуры Ленинградского  Государственного института истории искусств  музыковедов Багдаулета Аманова и Асии Мухамбетовой.

Б.Аманов, будучи домристом и музыковедом в одном лице, вел занятия с домбристами в секретной обстановке в тайне от руководства.  А.Мухамбетова – идейный вдохновитель передового аутентичного веяния в образовании домбристов,  ныне доктор искусствоведения, профессор, культуролог, автор настольной книги музыкантов «Казахская традиционная музыка и ХХ век». Оба ученых стали основоположники этномузыкознания в Казахстане, получившего высокую оценку ученых в международном масштабе и ставшего примером для науки и профессионального музыкального образования многих республик СССР и СНГ. Однако на тот момент, в эпоху официальной советской идеологии передовая концепция национальной теории домбрового кюя была неприемлемой и расценивались как проявления сепаратизма и национализма, что в конечном итоге вело к политической угрозе.

Спустя почти 50 лет становления и развития этносольфеджио наука пришла к выводу, что сохранение национального музыкального языка в деятельности его носителей способствует осмыслению культурного кода нации и созданию концепции культурной политики страны. Поэтому данная дисциплина имеет крайне важное стратегическое значение для музыкального искусства и культуры Казахстана. Научные исследования свидетельствуют о том, что освоения музыкального языка можно добиться через введение элементов традиционных жанров в практику преподавания практических дисциплин, каким и является сольфеджио.

Айгуль Кыдыргалиевна на презентации отметила, что ее вклад в развитие науки о казахской музыке является звеном в единой цепи трудов  единомышленников, среди которых исследователи казахской традиционной песенной культуры Б.И. Каракулов, А.Е. Байгаскина, С.А. Елеманова, И.К. Кожабеков, Д.Ж. Амирова,  Г.Т. Альпеисова, А.С. Сабырова, Г.Ж. Кузбакова, М.С. Курмангалиева, А.Р. Бердибай, Б. Бабижан и др.. В практике воспитания музыкантов автор презентируемых трудов отметила С.И. Утегалиеву и Г.О. Омарову, которые вели курс  домбрового сольфеджио в КНК им. Курмангазы. Оба педагога ныне являются профессорами, докторами искусствоведения.

В КазНУИ наряду с А.К.Байбек этносольфеджио ведут профессора, кандидаты искусствоведения Г.Т. Альпеисова и Р.М. Малдыбаева. У истоков же разработки практических занятий с домбристами, которые дают знание традиционного музыкального языка и воспитывают слух на материале домбровых кюев, находилась доцент, кандидат искусствоведения С.Ш. Райымбергенова. В этой связи вклад А.К. Байбек в музыкальное образование республики состоит в применении принципов этносольфеджио в практику студентов еще одной специальности «Дәстүрлі ән»  – «Пение с домброй».

На презентации публике были представлены уникальные видеозаписи уроков по этносольфеджио, записанные автором представленных книг в разные годы, которые имеют большую практическую ценность. Под руководством А.К. Байбек студенты изучают стилевые и художественные  особенности музыкально-поэтического языка обрядовых жанров, фольклорных песен қара өлең, а также  профессионалов устной традиции Биржана, Ахана и Ибрая.

Комплексный подход автора к теории и практике, включающий труды по филологии, культурологии и философии, позволяет освоить обучающимся такие составляющие песенной культуры как форма, размер стихосложения, поэтика, жанр, метафоры и др..  На занятиях студенты сочиняют и импровизируют на основе заданных моделей, тем самым воссоздавая и транслируя в современность вековые традиции. Таким образом, молодые музыканты являются не только исполнителями, но и становятся импровизаторами и авторами новых произведений в стиле той или иной региональной традиции. Развивая  память и слуховой опыт, курс воспитывает полноценных носителей истинной казахской традиционной культуры.

В монографии и учебно-методическом пособии А.К.Байбек раскрываются методы  возрождения региональных стилей, реконструкции многочисленных песен А.Затаевича, записанных без слов, а также импровизации на основе известных песен и кюев. Так возникла песня, показанная на презентации на видеозаписи, уже ставшая своего рода хитом, сочиненная студентами на основе кюя «Ерке сылқым» известного кюйши Абдимомына Желдибаева.

Сегодня занятия по этносольфеджио проходят в увлекательной форме – близкой той, когда произведения – кюи и песни, сарыны жырау и жырши,  мотивы  айтыскеров передавались в народной среде устным путем. Студенты тем самым развивают музыкальную восприимчивость и память на основе целостного охвата мелодии, ритма, лада, домбровых исполнительских приемов. Возрождается традиционный принцип воспитания народных певцов.

Опубликованные труды А.К.Байбек в значительной степени могут восполнить дефицит учебно-методических пособий, теоретического материала также и в средних учебных музыкальных заведениях, где этносольфеджио введено как обязательная учебная дисциплина.

На презентации Народный артист Казахской ССР, профессор Кайрат Байбосынов, разрезая символическую шелковую ленту на связанной стопке новоиспеченных экземпляров книг. Придав заветным лоскуткам магическое значение, мэтр казахской традиционной песни передал эстафету студентам и педагогам – авторам будущих монографий и пособий. Не обошлось и без традиционного шашу, ведь этот  красивый обычай  – символ радости и торжества жизни, продолжающейся в преемственности поколений.

Гульнара Кузбакова, музыковед,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры музыковедения

и композиции КазНУИ

We are using cookies to give you the best experience. You can find out more about which cookies we are using or switch them off in privacy settings.
AcceptPrivacy Settings

GDPR