АКПАРОВА ГАЛИЯ ТОЛЕГЕНОВНА

заведующая кафедрой "Музыковедение и композиция"

Г.Т. Акпарова имеет 19 летний стаж работы в вузе и общий педагогический стаж 27 лет.

Окончила Карагандинский музыкальный колледж им. Таттимбета (присвоена квалификация преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ). Алматинскую государственную консерваторию им.Курмангазы окончила в 1997 году. Защитила дипломную работу на тему «Камерно-инструментальные сонаты Бакира Баяхунова». С 1999 года по 2002 год проходила обучение в аспирантуре при КНК им. Курмангазы. Защитила кандидатскую диссертацию в мае 2009 года на тему «Жанр сонаты в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана». Ученая степень кандидата искусствоведения присуждена в ноябре 2009 года.

В 2011 году была назначена проректором по научной работе КазНУИ.

С 2013 года по 2017 год занимала должность проректора по учебно-методической работе КазНУИ. Помимо организации учебного процесса в ВУЗе обеспечивала развитие научно-исследовательской деятельности университета.

В настоящее время занимает должность профессора кафедры «Музыковедения и композиции».

Г.Т. Акпарова является организатором крупных международных научно-практических конференций «Идея независимости в искусстве. История и современность» (2011 гг.), «Искусство и культура XXI века: традиции и современность», посвящённой 15-летию Казахского национального университета искусств (2013 гг.), 43-й Всемирной конференции по традиционной музыке ICTM (2015 год), второго форума ректоров «Великий Шелковый путь: взаимодействие культур Запада и Востока» (2017 год), VI-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», ежегодных Боранбаевских чтений и других мероприятий университета. По итогам конференции выпущены сборники научных статей, где выступила главным редактором. Г.Т. Акпарова является организатором ежегодных магистерских и студенческих конференций. Является главным редактором книги-альбома «Казахский национальный университет искусств. 15 лет

Акпарова Галия Толегеновна является автором монографии «Соната в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана», электронного учебного пособия «Лекции по истории казахской музыки» в соавторстве с С.А. Кузембаевой и Т.Ж. Егинбаевой, учебного пособия «Камерно-инструментальная музыка композиторов Казахстана». Автор более 40 научных статей, в том числе в сборниках дальнего и зарубежья, статьи с ненулевым импакт-фактором, статьи в изданиях, включенных в перечень Комитета. Участник Международных научно-практических конференций (Германия, Россия, Беларусь).

Является разработчиком новых учебных дисциплин, в том числе авторских: Внеевропейская музыкальная культура и Современная казахская музыка.

Г.Т. Акпарова активно занимается повышением собственной  квалификации:

Прошла курс обучения по теме «Требования ISO 9001:2008 (СТ РК ИСО 9001-2009) к системе менеджмента качества образовательного учреждения. Институциональная аккредитация в вузе» в объеме 24 академических часа;

Прошла курсы обучения по теме «Внутренний аудит системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе рекомендаций ISO 19011:2011 (СТ РК ИСО 19011-2002)» в объеме 24 академических часа и аттестована по квалификации «внутренний аудитор СМК»;

Прошла курс мастер-классов под руководством доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Сорокиной Елены Геннадьевны (в рамках Фестиваля классической музыки «Музыкальная универсиада», посвященного 15-летию Казахского национального университета искусств;

Прослушала курс лекций доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Зенкина К.В. по теме «Методология исторического музыкознания»;

Прошла курсы по повышению квалификации в КазНАИ им. Т.Жургенова на семинарах, проведенных д.п.н., профессором МПГУ, вице-президентом МАНПО Абдуллиным Э.Б. (г.Москва, Россия) по программе «Научно-педагогические основы подготовки магистров искусства и музыкального образования» в объеме 72 часов;

Участвовала в стартовой конференции совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Поддержка политики образования в области воспитания демократической гражданственности и образования ив области прав человека в Казахстане»;

Участник семинара «Аккредитация: внешний аудит, методика экспертизы – международный и национальный подходы» (Астана, 2014 год)

Международная конференция университет Кимеп «The Bologna Process: Vehicle of Modernization of Higher Education» (Алматы, 2012 год);

Имеет сертификат международного мастер-класса с участием профессора Токийского университета искусств, художника жанра «Нихонга» «Традиционное и современное японское искусство» Норихико Сайто, Япония;

Прошла курсы повышения квалификации «Asian educational training workshop on strategic management in higher  education: international trends and practices» (май 4-7, 2014 Сингапур, май 8-10, 2014 Гонконг);

Приняла участие в семинаре по теме «Автоматизация СМК в ПП «Platonus»» в объеме 32 академических часов.

Участник междисциплинарной научной программы «Ғылыми қазына», Серия «Современная казахская музыка» по бюджетной программе: 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», подпрограмма 101 «Грантовое финансирование научных исследований». По теме «Камерно-инструментальная музыка Казахстана: аналитика, события, имена».

Участник междисциплинарной научной программы «Ғылыми қазына», Серия «Современная казахская музыка» по бюджетной программе: 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», подпрограмма 101 «Грантовое финансирование научных исследований». По теме «От кобыза до скрипки».

Г.Т. Акпарова ведет руководство дипломными работами студентов кафедры «Музыковедения и композиции» и магистерскими диссертациями. Под ее руководством успешно защитились 12 магистрантов. Магистранты и студенты участвуют в Международных и республиканских конференциях, имеют изданные научные статьи. Под ее руководством студенты становились лауреатами научно-исследовательских и творческих работ студентов.

СПИСОК научных и научно-методических трудов Акпаровой Г.Т.

Название работы с указанием выходных данных

DOI (Digital Object Identifier)

или ссылка на публикацию

Объем в п.л. и страницах

Ф.И.О. соавторов

Статьи в научных журналах, входящих в международные базы данных Web of Science или Scopus

1

Scopus Народное возрождение и современные тенденции национальных традиций музыкальной культуры Казахстана //Проблемы музыкальной науки. Scholarship (journalpmn.ru). Вып. 4. (2020) 206-216 С.

http://journalpmn.ru/index.php/PMN/article/view/1186

0,75 п.л.

С.Мурзалиева

2

«Pedogogical aspects of r.berdibaev in the context of globalization»// International Journal of Fundamental & Applied Research

Website : www.ijfar.org ,(ISSN- 2320-7973 Volume-3 Issue -8 Month – Nov & Dec 2015 pp. (44 – 51);

 

www.ijfar.org

0,75 п.л.

Daniyarov, Abubakirovich, Atemova, TursunovnaZhumabekova, Zhunusbekovna,, Tuyakova, Akparova, Yeginbayeva, Bobeev

3

International Listener Perceptions of Kazakh Music as Interpreted by Contemporary Foreign Composers // International Journal of Innovation, Creativity and Change.

Volume 10, Issue 9, 2019

www.ijicc.net

0,75 п.л.

 

Статьи в научных журналах Казахстана, рекомендованных КОКСОН, а также в журналах дальнего и ближнего зарубежья, приравненных к ним

1

Проблема национального в музыке: соотношение традиций и поиска нового (на примере камерно-инструментальной музыки Казахстана)// Хабаршы-Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, 2016, № 5 (114),  г. Астана

 

0,25 п.л.

 

2

Образование в области искусства как один из факторов сохранения духовно-культурных традиций// Весцi беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi 2016`29

 

0,25 п.л.

 

3

Воспитание одаренной молодежи: из опыта Казахского национального университета искусств// Хабаршы-Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, 2017, № 5 (120), г. Астана

 

0,25 п.л.

 

4

Фортепианная прелюдия в казахстанской музыке: жанровые особенности и национальное своеобразие// Музыковедение № 9. 2017.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30395149

0,5 п.л.

 

5

Произведение для кларнета и фортепиано «Дервиш» С. Абдинурова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: изд-во АГУ, 2017. – Вып. 3 (202)

https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedenie-dlya-klarneta-i-fortepiano-dervish-s-abdinurova

0,5 п.л.

 

6

Легендарная фигура Коркыта в современной музыке Казахстана: философский аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: изд-во АГУ, 2017. – Вып. 3 (202)

https://cyberleninka.ru/article/n/legendarnaya-figura-korkyta-v-sovremennoy-muzyke-kazahstana-filosofskiy-aspekt

0,5 п.л.

 

7

Кларнет в камерно-инструментальной музыке композиторов Казахстана// Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў 2017 / № 2 (28)

https://elibrary.ru/item.asp?id=32321681&

0,5 п.л.

 

8

Тенденции развития камерно-инструментальной

музыки Казахстана// Музыка и время №7.2017

http://nblib.library.kz/elib/library.kz/jurnal/Obshestvennye%2002-2017/Akparova0217.pdf

0,5 п.л.

 

9

Камерно-инструментальная соната казахстанских композиторов: эволюция и особенности стиля// Вестник Кемеровского

государственного университета культуры и искусств журнал теоретических и прикладных исследований. № 41/2017

https://cyberleninka.ru/article/n/kamerno-instrumentalnaya-sonata-kazahstanskih-kompozitorov-evolyutsiya-i-osobennosti-stilya

1 п.л.

 

10

Музыкальное воспитание одаренных детей:

из опыта Казахского национального университета искусств// Исторические пути Белорусской и мировой

музыкальной науки и образования Научные труды

Белорусской государственной академии музыки

Выпуск 42. Минск 2017

 

0,25 п.л.

 

11

Стилевой синтез в камерно-инструментальном творчестве

Газизы Жубановой// Художественное образование и наука

2018 /1 (14). Российская государственная специализированная академия искусств, 2018.

 

0,5 п.л.

 

12

Cтрунный квартет в музыкальном искусстве Казахстана//Научные труды

Белорусской государственной академии музыки

Выпуск 43

http://rep.bgam.edu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/1219/Akparova.pdf?sequence=1&isAllowed=y

0,5 п.л.

 

13

Воплощение жанра поэмы в камерно-инструментальной музыке композиторов Казахстана  // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі : навукова-тэарэтычны часопіс. — 2019. — № 34. — С. 101-107. 

http://rep.bgam.edu.by/xmlui/handle/123456789/1409

0,25

 

14

Камерный кюй – новый жанр казахской академической музыки //Известия национальной академии наук Беларуси.

Серия гуманитарных наук. 2021. Т. 66, № 4.

https://vestihum.belnauka.by/jour/article/view/874

0,5 п.л.

 

Монографии, учебники и учебные пособия

1

«Соната в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана»// Караганды: ТОО «Tengri ltd», 2014.

 

14 п.л.

 

2

«ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ: традиции, синтез, современность»// Барнаул: Издательство

Алтайского государственного университета, 2014.

 

12 п.л.

Д.Ж. Жумабекова,

Д.М. Мергалиев,

Т.М. Степанская,

А.Л. Усанова,

П.Ш. Шегебаев

Статьи в материалах конференций

1

Тема войны в музыкальной культуре Казахстана// Двадцатый век музыка войны и мира, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. -Москва, 2015.

 

 

 

 

0,5 п.л.

 

2

Соната для скрипки и фортепиано Газизы Жубановой// Материалы международной научно-практической конференции казахского национального университета искусств VI-е Боранбаевские чтения:

«Современная система художественного образования: становление, развитие, инновации» в честь проведения Экспо-2017 (10 февраля 2017 года)

 

0,75 п.л.

 

3

Культура и искусство в Казахстане как важный компонент

национального развития//Искусствознание: наука, опыт, просвещение

Международная научно-практическая конференция

5–6 октября 2018 года. Москва 2019

 

0,25 п.л.

 

4

Этнокультурное значение фортепианных кюев композиторов Казахстана //Неперервна педагогічна освіта

ХХІ століття. Збірник матеріалів

ХVІІІМіжнародних педагогічно-мистецьких читань

пам’яті професора О.П. Рудницької. Киев 2021

 

0,25 п.л.

 

Другие публикации

1

Композиция и современная образная сфера камерно-инструментальных сонат на примере произведений казахстанских композиторов В.Новикова и Б.Баяхунова// Творчество современных композиторов в отечественной музыкальной культуре и образовании. Сборник статей. – Саранск 2015

 

 

 

 

1 п.л.

 

2

Концертный дуэт для двух роялей Серика Еркимбекова//Евразийская наука и культура. Вестник 5.Нур-Султан 2020

 

0,5 п.л.