Оперное искусство Казахстана: новые творения на музыкальной арене

Известно, что интерес к музыкальному искусству Казахстана необычайно возрастает, в Республике интенсифицируется художественная жизнь: проходят фестивали, конкурсы искусств международной значимости, достижения казахстанских исполнителей признаны на мировом уровне, реализуются многочисленные проекты и программы, способствующие повышению духовно-образовательного и интеллектуально-культурного уровня общества. Все эти годы в программных документах Стратегии развития страны наравне с политическими и экономическими ставятся задачи сохранения культурного наследия, создания условий для формирования настоящего и будущего национальной культуры, духовного возрождения, как основополагающей платформы для становления и самоидентификации  нации [1].

Оперное искусство Казахстана на современном этапе испытывает своеобразный кризис, связанный с отсутствием произведений, отражающих историческую картину прошлого и успешно внедренных в слушательский обиход. Последним написанным оперным произведением, поставленным на сценах Казахстана стала  опера «Абылай хан»  Е.Рахмадиева. Необходимость новаторских шагов позволит дать толчок менее активно развивающемуся направлению, способному воздействовать на интеграцию Казахстана в мировое сообщество.

Опера «Аппак» известных отечественных композиторов, представителей среднего и молодого поколения  Серикжана Абдинурова и  Алиби Абдинурова послужило итогом плодотворного симбиоза в воплощении идеи выдающегося композитора  современности Е.Р. Рахмадиева, который неоднократно предлагал создание оперы Серикжану Абдинурову по  исторической драме Г. Мусрепова «Қыпшақ қызы – Аппақ» («Аппак, дочь кыпчакская»). Еркегали Рахмадиевичу  в свое время не удалось воплолить этот замысел в силу огромной занятости, все мы знаем как ответственно он выполнял обязанности ректора, затем Министра… Сам Серикжан Абдинуров по этому поводу делиться следующими мыслями: «в 2010 году  великий композитор Е.Р. Рахмадиев как завет, как наказ передал мне идею создания этого произведения. Ссылаясь на свою занятость он предложил выполнить эту миссию мне, поверив в мои силы, возможности. Он не раз повторял, что мне хватит таланта и усердия, профессионализма. Это было своеобразным экзаменом, достойным испытанием, в тоже время интересным, захватывающим творческим процессом.  На протяжении 10 лет мы с Алиби на основе сюжета исторической драмы Г. Мусрепова «Қыпшақ қызы – Аппақ» («Аппак, дочь кыпчакская») писали оперу. Этот нелегкий труд наконец-то увенчался определенным итогом, который, я надеюсь, по достоинству оценят профессионалы и ценители оперного искусства» [2].

Автор либретто – член Союза композиторов и писателей Тлеугазы Бейсембек. В процессе создания данного творения в качестве консультантов  свою лепту внесли Заслуженные деятели РК: К. Омаров, Д. Тленшиева, А. Жылтыркозов, Д. Хамзина, оперные режиссеры, ветераны театра.

Драматургия оперы представляет действие состоящее из 3 актов, 5 картин. Длительность по времени 1 час, 50 минут. Композиторы  С. и А.Абдинуровы обратились к произведению выдающегося писателя Г.Мусрепова – исторической драме «Аппак, дочь кыпчакская», написанной в стихах  в 1984 году. Содержание опирается на исторический сюжет XII века, повествующего о девушке по имени Аппак рода Кипчак, попавшей в плен к акиму Дербента и подаренной придворному поэту Низами Генжауи. Ставшая Музой Великого Низами, автора выдающихся лирических эпосов «Пять звезд Востока», «Лайли-Меджнун», «Хамсе», «Хасров-Шырын», она была воспета во вступлении к этим шедеврам. На этих знаменитых поэмах вырос и великий Абай.

В основе сюжета этой пьесы – встреча великого азербайджанского поэта, который вошёл в историю мировой литературы под именем Низами, и 17-летней кыпчакской девушки Аппак. Из исторических источников известно, что во имя одной из войн Аппак оказалась в плену у персов, попала в качестве рабыни в гарем султана и проявила отчаянное мужество в борьбе за своё человеческое достоинство, после чего и была подарена султаном уже известному тогда 30-летнему поэту. Низами и Аппак горячо полюбили друг друга, и кыпчакская девушка-пленница стала верной и преданной женой великого Низами.

«Аппақ» – это первое оперное произведение С.Абдинурова и обращение к этому жанру является  поистине важным событием  для казахского музыкально-сценического жанра. Выбор исторического контекста  свидетельствует о необходимости и важности появления подобных произведений в современном социуме и обращение композиторов к представленному жанру обоснован возрождением и необходимой пропагандой духовно-культурного наследия тюркского ареала [3-4].

Известный композитор, Министр культуры и спорта РК  А.Р. Райымкулова поддержав коллегу, выразила инициативу, предложив художественному Совету Министерства дать оценку новому оперному сочинению.  Произведение было особо отмечено, так как профессионализм этих композиторов имеет высокий уровень, а популярность их творчества в отечественной композиторской и слушательской среде неоспорима.

Это оперное полотно получило высокую оценку и стенах Казахской национальной консерватории им.Курмангазы (Республика Казахстан, г. Алматы). Заседание комиссии прошло 12.11.20 при участии: проректора по научно-творческой деятельности и международному сотрудничеству КНК им.Курмангазы Бегембетовой Г.З.; проректора по учебной и учебно-методической работе Әбдірахман Г.Б.; декана факультета музыковедения, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин Мусагуловой Г.Ж.; декана факультета вокала, дирижирования и музыкального образования Нусуповой А.С.; зав. кафедрой дирижирования, профессора (ВАК), народного артиста РК Жаманбаева Б.А.; доцента кафедры дирижирования Ясоновой Л.И.; членов кафедры музыковедения и композиции – Заслуженного деятеля РК, профессора Дальденбай Б.А., доцента Умирова Е.К.; профессора, канд.пед.наук Оспановой Т.У., старшего преподавателя, магистра искусствоведческих наук Тулькубаевой Ж.Ж.

Члены комиссии высказали пожелание проводить прослушивание–концерт подготовленных отдельных номеров оперы (вокальных, хоровых, инструментальных), как это было принято в традиционной практике художественных советов.

В целом, положительно оценив представленную оперу С. и А.Абдинуровых глубоко компетентной комиссией был отмечен огромный труд и творческий подход авторов к созданию исторического оперного полотна.

Известные в Республике исполнители и музыковеды отметили многие положительные стороны творения. В частности, вокальные партии, которые явились удачными номерами оперы, отличаясь тщательностью, аккуратностью в плане использования тесситуры, регистра, диапазона, продуманностью в использовании тональностей и звуковысотного положения. По их компетентному мнению представлены почти все вокальные формы – арии, ариозо, каватина, песня, вокализ, дуэты, трио, квартет, хор. В области оркестровки чувствуется хорошее владение композиторами тембральной окраски, тесситуры. Следует подчеркнуть органику оркестровых эпизодов оперы, в частности, танцевальные номера (например, «Жиырма бес»), а также целостность и законченность общего оркестрового плана, в котором экономятся регистры, тембры, продумывается степень динамизации и координации оркестровых партий. Для кульминационных моментов привлекается максимум средств. Отмечая такие удачные фрагменты, как прекрасный медленный кюй в 27 цифре ІІІ акта, где великолепно использованы возможности альтов, или вокальные номера, написанные в куплетной форме, мужское трио, написанное с великолепным знанием вокала, тесситуры, диапазона, убеждаешься в глубочайшем знании вокальных возможностей мужских голосов.

Интересны мысли исследователя в области оперного искусства кандидата педагогических наук, профессора Оспановой Т.У., которая указывает на то, что кроме интересной оркестровки, импонирует современный подход к гармоническим функциональным отношениям, опора композиторов на разнообразные техники (использование секвенцаккордов, ожидаемые последовательности в секвенционных способах развития), красочные тональные сдвиги, сопоставление и использование как казахского музыкального фольклора, так и восточного колорита, что способствует движению всей фактуры и развитию оперы. Выдержана лейтмотивная система (тема кыпшаков, тема любви Аппак и Низами), интонационные арки, объединяющие всю оперу. Гармонический язык отдельных вокальных и хоровых партий выделяются ладовой переменностью, неожиданными тональными соотношениями, политональностью [5].

Главной героине – Аппак – посвящены два вокальных номера (вокализ в 1 действии, 2 картине и ария во 2-ом действии), не считая дуэтов (Махрибан и Аппак, Дарий – Аппак в 1 и 2 действиях, Низами-Аппак в 3 действии, где звучит и его ария как одного из главных героев), трио (Махрибан-Аппак-Дарий), квартетов (Аппак-Мехрибан-Дарий-Шараф).  Вокализ отличается красивой, широкой, певучей кантиленной мелодией, чувствуется органическая взаимосвязь с оркестровой партией. Композитор мастерски использует сочетание полифонических и гомофонно-гармонических средств письма. На протяжении всего вокализа сохраняется основной ритмический рисунок в мелодии – сочетание триолей с последующим движением к опорным тонам. Несмотря на сдерживаемую внутреннюю экспрессию и напряжение, скрытых во внешней красивой мелодии, заканчивается вокализ неожиданно скачком на высокую ноту, подчеркивающей как бы всплеск внутренних чувств наружу.

Как утверждает старший преподаватель кафедры музыковедения и композиции, магистр искусствоведческих наук Тулькубаева  Ж.Ж. «В опере отражены особенности казахской мелодики в лице Аппак и «персидской» музыкальной интонации в лице других героев. Так, ария Аппак звучит во 2-м действии и в отличии от номеров с «восточным» колоритом (ариозо Дария, восточный танец и т.д.) здесь выделяется диатоничность вокальной партии, сочетание последовательного движения ступеней с восходящими скачками на ч.4., протяженные ноты в конце фраз, подчеркивающие «кыпшакское» происхождение героини. Широкий напевный казахский мелос органично сливается с приемами современного композиторского языка» [5].

В восточном танце или ариозо Дария колорит другой культуры показывается через использование ходов на увеличенную секунду, отклонение в тональность ІІ низкой ступени, использование ІІ низкой ступени, гармонического минора в верхнем тетрахорде и повышенная ІV ступень в нижнем.Также интересно, когда с целью передачи характера героя, в ариозо Дария определенную роль выполняет аккомпанемент, своеобразно дополняющий характеристику героя.

Важное место в опере занимают массовые сцены, ансамбли, где четко проявляется вокально-хоровой стиль письма композитора, отличающийся эмоциональной наполненностью, продуманностью в голосоведении, динамике и фактуре.

Таким образом в процессе создания оперы авторами были выбраны многочисленные приемы современной композиторской техники, направленные на раскрытие атмосферы Востока, а образ главной героини, в честь которой названо сочинение изобилует палитрой красок при образной характеристики тюркской женщины. В ее чертах сосредоточены нежность и грация, послушание и кротость, а также контрастные черты – мужество, верность в любви, в некоторой степени, даже и героизм. В памяти всплывают параллели с мировыми шедеврами. В этом смысле уместно упомянуть  такие оперные произведения как «Ярославна» Б. Тищенко, «Травиата» Дж. Верди, «Манон» Дж. Пуччини и другие.

Авторы планируют в 2022 г. на сцене театра «Астана-Опера» (г.Нур-Султан) приурочить постановку новой оперы к 120 летнему юбилею выдающегося  казахского писателя Г. Мусрепова.

http://sozvuchie.by/literaturnyj-kazakhstan/opernoe-iskusstvo-kazakhstana-novye-tvoreniya-na-muzykalnoj-arene.html

Мусагулова Г.Ж.

кандидат искусствоведения,                                                                                     

профессор  

Казахской национальной

консерватории им. Курмангазы

Член союза композиторов РК

Академик МАИН

We are using cookies to give you the best experience. You can find out more about which cookies we are using or switch them off in privacy settings.
AcceptPrivacy Settings

GDPR