VII Республиканская Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам

В предверии осенних каникул, 2-5 ноября 2020 года, в стенах колледжа Казахского национального университета искусств прошла VII  Республиканская Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам  среди учащихся ДМШ, ДШИ и старших классов ССМШ Казахстана. Проведение Олимпиады стало очередным успешным результатом деятельности кафедры «Музыковедение и композиция», ПЦК «Теория музыки» КазНУИ. Целью проведения ежегодной Олимпиады явиляется —  поддержка молодых талантов, выявление перспективных учащихся для дальнейшего профессионального обучения; повышение интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам; активизация творческой деятельности учащихся. В этом году Олимпиада первые проходила в дистанционном формате, в номинации «Музыкальная литература».

Участниками VII Республиканской Олимпиады стали учащиеся 3-5 классов пятилетнего обучения, 5-7 классов семилетнего обучения ДМШ. ДШИ и учащиеся 7-9 классов специализированных музыкальных школ. Участниками были предоставлены творческие видео доклады –презентации на определенную тему для каждой номинации. Это были темы —  «Мой любимый инструмент», «Мое любимое музыкальное произведение», «Мой великий соотечественник», «Композиторы-юбиляры», «Музыкальные традиции родного края», «Музыка и живопись». На Олимпиаду было представлено 48 работ, которые размещены в открытом доступе на YouTube канале VII Respublikalik Olimpiada.

География участников VII Олимпиады охватила города — Нур-Султан, Актобе, Павлодар, Хромтау, Алтай, Аксу, Степняк, Атбасар, а также районы Акмолинской, Костанайской и Восточно-Казахстанской области В списке участвующих учебных заведений – ДМШ №1, ДМШ №3 г.Нур-Султан,  ССШИ КазНУИ, МКМШИ для одаренных детей г.Павлодар, ДШИ им. Казангапа г.Актобе, ДМШ г.Хромтау, ДМШ г. Алтай, ДМШ им. Биржан сал г.Степняк, ДМШ Атбасарского района, ДШИ г.Аксу, Актогайская ДШИ, Железинская ДШИ, Иртышская ДШИ, ДШИ Шемонаихинского района, ДШИ поселка Усть-Таловка ВКО, ДШИ поселка Тобол  Костанайской области. В числе участников Олимпиады был и участник с г.Калиниграда, РФ.

На канале Олимпиады размещены также Приветственные слова членов жюри,  Оглашения результатов конкурса, Пожелания и заключительное обращение Председателя жюри. В рамках Олимпиады состоялся традиционный Круглый стол для преподавателей, подготовивших участников соревнования и других заинтересованных педагогов, который состоялся буквально сразу после оглашения результатов в режиме онлайн конференции.

В состав жюри VII Республиканской Олимпиады вошли преподаватели ПЦК «Теория музыки» колледжа КазНУИ Бейсембекова Г.Т., Мухамеджанова Ж.Т., Харламова Т.В., преподаватель Карагандинской ССШИ Ткаченко Е.Г.  Возглавила жюри VII Республиканской Олимпиады преподаватель ПЦК «Теория музыки» колледжа КазНУИ  Заслуженный работник образования РК Шанбатырова Г.Т.

Гульшат Танатаровна любезно согласилась дать оценку прошедшей Олимпиады и ответить на наши вопросы.

Гульшат Танатаровна, какие особенности VII Республиканской Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам вы бы могли выделить?

Она особенная по разным причинам, если не считать счастливого порядкового номера.

Во-первых, сами понимаете, в условиях пандемии конкурс проводится в дистанционном формате. Я не буду рассуждать о том, хорошо это или плохо, это факт, данность. Лучше давайте посмотрим, какие плюсы мы имеем в этом формате. Напомню, что наш конкурс традиционно проводится бесплатно, без ставших традиционными вступительных взносов. И если раньше все-таки участники олимпиады несли транспортные расходы, то сейчас появились неограниченные возможности у желающих принять участие в соревновании.

Второй плюс нынешней олимпиады мне видится в том, что произошло разделение номинаций. К примеру, если предыдущие конкурсы проводились в двух номинациях и на VI РО было 32 участника в группе по музыкальной литературе и 31 по сольфеджио, то сейчас – напомню, в номинации только «Музыкальная литература» – 48  участников продемонстрировали свои работы.

Наконец, форма конкурса офф-лайн продлевает для участников ценный процесс получения новых знаний, выходящих за рамки школьной программы. Судите сами: видео записаны и конкурсанты имели возможность посмотреть всех своих прямых и косвенных соперников, оценить их уровень, что называется, помериться силами. Я рекомендовала при этом сразу вести анализ – что у других получилось лучше, выделить интересную информацию, возможно, перепроверить ее и использовать дальше в своей практике в будущем.

Каковы результаты VII Олимпиады?

Результаты, в первую очередь, выражаются в замечательной галерее имен лауреатов и тех, кто удостоился именных дипломов. Честь им… и слава преподавателям, подготовившим их. Так получилось, что мое приветствие на открытии олимпиады было адресовано, в основном, студентам-конкурсантам. На церемонии награждения же я обратилась к тем, кто вырастил их – родителям и учителям.

Поясню: настоящими сегодняшние достижения, я убеждена, станут тогда, когда не только специалисты и сами участники осознают результаты углубления своих знаний по предмету. Успешными выступления на открытом состязании станут, мне кажется, тогда, когда признание и респект наши студенты (мне, кстати, нравится больше это определение учащихся, чем просто школьники), когда наши студенты-конкурсанты получат заслуженное уважение и почитание в своих семьях, в кругу своих близких. Я бы дополнила высказывание известного журналиста и теоретика педагогики Симона Соловейчика „Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков. Воспитание без замечаний — лучшее, что вы можете дать своим детям“. И восхищение! Восхищение творчеством своих детей. Ведь успешное выступление на олимпиаде требует хорошего интеллектуального уровня, развитой речи, артистизма и коммуникабельности, способности быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Вот тогда  и происходит обыкновенное чудо: эти перечисленные качества помогут молодым людям стать конкурентоспособными в грядущей взрослой жизни. А в роли волшебников устроивших выступают педагоги-наставники своих подопечных. Мы – студенты и родители – конечно, не забудем их сердечно поблагодарить? Администрация найдет возможность выразить признательность учителям? Достаточно будет всего лишь проникновенно сказанное «Спасибо!» Уверена, что продемонстрированные работы на VII Олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам вдохновят, станут стимулом и для других преподавателей, продолжать познавать, творчески применять свой опыт в последующих олимпиадах и активно выстраивать наш уникальный творческий мир.

Прощедший Круглый стол по итогам VII Олимпиады: какие сделаны заключения?

Дистанционный формат коснулся и этого этапа олимпиады. Онлайн обсуждение проводилось 5 ноября 2020г. в достаточно широком кругу членов музыкально-образовательного процесса, такое состояние онлайн обеспечивает удобный доступ для связи и другим пользователям. Ведь во всех случаях онлайн – означает возможность открытого двухстороннего общения пользователей. Круглый стол, который прошел после оглашения результатов, пришел к главному выводу: очередной музыкально-образовательный форум — VII Республиканская Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся ДМШ, ДШИ и ССМШ Казахстана – можно оценить, как успешный.

Упомянутое собрание началось с минуты памяти Марины Ивановны Бабаковой, которая «внесла огромную лепту в развитие профессионального музыкального образования страны, казахстанскую педагогику. Именно она стояла у истоков организации Республиканских олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам. Жюри нынешнего конкурса вынесло решение всем 16 дипломам дать имя М. И. Бабаковой, сохраняя светлую память о ней, безвременно ушедшей 5 августа такого драматичного 2020 года.

Напомню назначение VII Олимпиады: Цель проведения Олимпиады: поддержка молодых талантов, выявление перспективных учащихся для дальнейшего профессионального обучения; повышение интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам; активизация творческой деятельности учащихся.

Основными задачами являются — ориентирование учащихся на получение профессионального музыкального образования;  повышение уровня музыкально-теоретической подготовки учащихся;  повышение профессионального педагогического мастерства; стимулирование творческой инициативы преподавателей; совершенствование качества обучения и профессионального мастерства учащихся по предметам музыкально-теоретического цикла;  выявление наиболее талантливой молодежи – будущих абитуриентов музыкальных колледжей и ВУЗов Казахстана.

И здесь я бы переставила акценты, подчеркнув в цели «стимулирование творческой инициативы» — и это направлено в равной степени и на студентов, и на их преподавателей. Я также выделила задачу «совершенствования качества обучения», когда у педагогов появляется стремление лучше работать, применять новые приемы и на уроках и вне класса.

Понятно, что предметные олимпиады – это не только показатель успешности конкурсанта, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Каждое выступление неизбежно оценивают со стороны, и такая оценка характеризует не только работу педагога, но и образовательного учреждения в целом.

Современная шкала популярности и востребованности использует показатель «лайков». Мне показалось актуальным обратить внимание на первую статистику на сайте на момент начала Круглого стола:

Что касается недочетов конкурсных работ, то и из них требуется вынести выводы. К примеру, такие досадные ошибки, как несоответствие избранной темы для выступления заданным по условиям конкурса темам, встретились не раз. К тому же недостаток культуры учебного труда мне видится в невнимании к элементарным требованиям оформления презентации, как то: список источников информации или регламент выступления. Здесь нужна уместная пунктуальность и простые навыки учительского ремесла.

Мне снова требуется напомнить некоторые условия нынешнего конкурса:  Соответствие заданной теме; Содержательность доклада, его глубина; Логическая последовательность в изложении материала; Оригинальность мышления; Органичность введения видеоряда и музыкальных иллюстраций. Артистизм. Умение говорить без бумажного текста.

Член жюри Т. В. Харламова попробовала дать анализ представленным на олимпиаде работам в ракурсе критерия содержательности. Ее  заслуженно критическая оценка касалась порочной практики использовать привычные, часто устаревшие, источники, особенно в области казахской музыкальной литературы. Этот тезис прозвучал вкупе с призывом развивать исследовательские качества личности, так необходимые современному человеку.

Вместе с тем с большим удовлетворением отмечу, что конструктивный разговор на Круглом столе состоялся. И важно, что он был нацелен на то, чтобы извлечь пользу и использовать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к познанию и обучению. Это с одной стороны, с другой – один из самых авторитетных членов Оргкомитета олимпиады Р. Р. Вагапова поделилась с ее видением уже следующей, VIII Республиканской Олимпиады. Она справедливо связала атрибутивную особенность номинации «Сольфеджио» – а именно: практический характер и, отсюда, сиюминутность выполнения конкурсантами заданий, что называется «здесь и сейчас» – с невозможностью пока проведения в дистанционном формате. Райля Раильевна выразила общую надежду в будущем году встретиться на конкурсе «вживую», контактно. Тогда и станет выполнимым проведение предметной олимпиады по сольфеджио.

Ориентироваться на лучших – это полезная стратегия в образовательном пространстве. Пусть уровень тех работ, которые получили первые места на этой олимпиаде (потому что заняли высшие строки), станет средним для будущих конкурсантов. Мы должны осуществить прогресс, чтобы стать конкурентоспособными. Повод задуматься: в Младшей группе среди шестиклассников недосягаемым стал единственный участник из России Капранов Д. (преп. Прищеп Е. Р.).

Мы в состоянии осуществить прогресс, надо просто следовать примеру тех, педагогов, которые преодолели неблагоприятные условия карантина и сумели подготовить не одного, а несколько своих учеников. Давайте сделаем многое, чтобы повысить уважение к школе, доверие к ней.

Посмотрите нашу выборку: Романова Римма Юрьевна, преподаватель школы КазНУИ, подготовила 7 конкурсантов, из них 4 лауреата: 1 место – 1, 2 место – 1, 3 место – 2. Ибрагим Дана Тургуновна, магистр искусствоведческих наук, докторант PhD, ГККП «ДМШ имени Биржан сал» г.Степняк подготовила  5 конкурсантов, которые стали все лауреатами, 1 место – 2, 2 место – 3. Дарибаева Любовь   Михайловна, ДМШ города Алтай акимата района Алтай» ВКО подготовила 5 конкурсантов, из них 2 место – 2 учащихся, именной диплом – 2 учащихся. Мухамеджанова Жанар Турсуновна, ДМШ №1 Нур-Султан, подготовила  2-х конкурсантов, все лауреаты – 1 место. Преподаватели Пролубникова Кристина Владиславовна, Ляхевич Виктория  Викторовна, Самохвалова Наталья  Фаниловна, Борисова Екатерина  Сергеевна, Кречетова Юлия Андреевна, Шарипова Гульзира  Куанаевна также подготовили по 2 конкурсанта, каждый из которых получили награды.

Отклики, которые мы получили о проведении Круглого стола, свидетельствуют как раз о том, что и Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам, и диалог в педагогической среде стали полезными и вдохновили на самосовершенствование и прогресс. Давайте стремиться быть в постоянном педагогическом тонусе. И памятуя неофициальный олимпийский девиз де Кубертена «Главное – не победа, а участие», применим его и мы: если даже не участвовать активно в конкурсе, то присматриваться к чужому опыту. Осуществить своего рода взаимопосещения виртуальных уроков коллег по творческим темам, примериться и мониторить, что перенять, от чего отказаться. И испытав на себе авторские практики, мы все наполним каждый наш день гармонией радостью.

 

Мухамеджанова Ж.Т.

член жюри VII Республиканской Олимпиады

по музыкально-теоретическим дисциплинам

среди учащихся ДМШ, ДШИ и ССМШ

 

 

 

 

 

 

We are using cookies to give you the best experience. You can find out more about which cookies we are using or switch them off in privacy settings.
AcceptPrivacy Settings

GDPR