ПОЛОЖЕНИЕ V Республиканской Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся ДМШ, ДШИ и средних классов CСМШ

Казахский национальный университет искусств (далее - КазНУИ) проводит V Республиканскую Олимпиаду по музыкально-теоретическим дисциплинам (далее - Олимпиада) среди учащихся ДМШ, ДШИ и средних классов CСМШ. Олимпиада проводится ежегодно в двух номинациях: «Музыкальная литература», «Теория музыки, сольфеджио».

Время проведения: 29, 30 октября 2018 года
Место проведения: колледж КазНУИ (Казахстан, г.Астана).

Цель проведения Олимпиады: поддержка молодых талантов, выявление перспективных учащихся для дальнейшего профессионального обучения; повышение интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам; активизация творческой деятельности учащихся.
Основные задачи:
1. ориентирование учащихся на получение профессионального музыкального образования;
2. повышение уровня музыкально-теоретической подготовки учащихся;
3. повышение профессионального педагогического мастерства;
4. стимулирование творческой инициативы преподавателей;
5. совершенствование качества обучения и профессионального мастерства учащихся по предметам музыкально-теоретического цикла;
6. выявление наиболее талантливой молодежи – будущих абитуриентов музыкальных колледжей и ВУЗов Казахстана.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Условия участия
К Олимпиаде допускаются учащиеся старших классов ДМШ, ДШИ, средних классов ССМШ. Один учащийся может принять участие в одной или нескольких номинациях.
Рабочими языками Олимпиады являются казахский и русский.
Порядок выступлений определяется жеребьевкой и сохраняется до конца состязания. На регистрации участникам олимпиады необходимо предъявить свидетельство о рождении.

1.2 Финансовые условия
Участие в Олимпиаде – бесплатное. Транспортные и командировочные расходы несет направляющая сторона или сами участники.

1.3 Категории участников олимпиады
Участники олимпиады делятся на три группы: младшую, среднюю и старшую.

В номинации «Музыкальная литература» каждая группа делится на следующие уровни:

Группа уровень класс ДМШ,ДШИ
МЛАДШАЯ 1 5 класс 7-летней программы обучения,
3 класс 5-летней программы обучения
2 6 класс 7-летней программы обучения,
4 класс 5-летней программы обучения
3 7 класс 7-летней программы обучения,
5 класс 5-летней программы обучения
СТАРШАЯ 1 7 класс ССМШ
2 8 класс ССМШ
3 9 класс ССМШ

В номинации «Теория музыки, сольфеджио» деление на уровни иное:

Группа

класс ДМШ,ДШИ

МЛАДШАЯ

Учащиеся 5-х классов ДМШ (по 7-летней программе обучения) и ССМШ (по 9-летней программе обучения).

СРЕДНЯЯ

Учащиеся 7-х классов ДМШ (по 7-летней программе обучения), 7-х классов (КазНУИ,  по 9-летней программе обучения), 5-х классов ДМШ и ДШИ (по 5-летней программе обучения).

СТАРШАЯ

Учащиеся 7-8-х классов ССМШ (Караганда, Павлодар, Алматы), 8-9-х классов КазНУИ.


1.4 Этапы проведения:
Олимпиада проводится в два этапа:

Этапы

Наименование тура

Место проведения

Сроки проведения

1 этап

отборочный

осуществляется на базе учебных заведений

до 15 октября 2018 года

2 этап

Основной

Казахстан, г.Астана, колледж КазНУИ

29,30 октября 2018 года


1.5 Порядок проведения
Заключительный этап проходит в колледже КазНУИ среди победителей 1 этапа (не более 5 участников по каждому уровню в трех возрастных группах от каждого учебного заведения).
В заключительном состязании – 1-3 туры – в номинации «Музыкальная литература» предлагается три задания по музыкальной литературе. В номинации «Теория музыки, сольфеджио» - два задания по сольфеджио, одно – по теории музыки. Все задания составлены в соответствии с программными требованиями по дисциплинам.
По результатам 1 и 2 тура жюри оставляет за собой право допускать не всех участников на 3 тур.

1.6 Жюри конкурса
Состав жюри определяется организаторами олимпиады (КазНУИ).
Компетенция Жюри:
• Проверяет и оценивает результаты выполнения заданий;
• Определяет кандидатуры победителей и призеров олимпиады;
• Имеет право определять количество дипломов I, II, III степени, присуждать Гран-при, а также принимать решение о возможности присуждения специальных призов (дипломов). Жюри оставляет за собой право не присуждать дипломы в отдельных категориях;
• Решение жюри пересмотру не подлежит.
Результаты Олимпиады могут учитываться на вступительных испытаниях в колледж Казахского национального университета искусств на специальность «Теория музыки» и другие исполнительские специальности.

1.7 Дополнительные мероприятия
В рамках Олимпиады проводятся мастер-классы, тематические круглые столы:
• «Абитуриент – 2019»
• «Актуальные вопросы методики преподавания музыкально-теоретических/исторических дисциплин в профессиональном музыкальном образовании»

1.8 Оформление заявки
Заявки для участия присылаются до 15 октября 2018 года на электронный адрес орг.комитета olimpiada.kaznui@mail.ru, тема письма «Фамилия участника, заявка» (например: Базаров заявка). Форма заявки см. приложение 1.

1.9 Награждение
Все участники Олимпиады награждаются дипломами: Диплом 1, 2, 3 степени, Диплом в отдельной номинации, Диплом за участие, Сертификат участника круглого стола.

1.10 Контактная информация:
Информация по проведению Олимпиады размещена на сайте КазНУИ: http://kaznui.kz/ru/
Все вопросы по проведению Олимпиады можно отправлять на электронную почту olimpiada.kaznui@mail.ru
Контактные телефоны:
8 702 966 52 36 – Бейсембекова Гаухар Тлеугазиевна
8 705 126 42 25 - Сагитова Анна Геннадьевна
8 702 58 006 84 - Вагапова Раиля Раильевна
8 701 120 82 25 - Бабакова Марина Ивановна

2. КОНКУРСНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ В НОМИНАЦИИ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ, СОЛЬФЕДЖИО»

2.1 I тур: Письменная работа по сольфеджио

1. Диктант (приложение 2). Традиционные и творческие формы. Среди нетрадиционных форм могут быть:
 мозаика (за 8 проигрываний сложить предлагаемые фрагменты мелодии по порядку, исключив лишние);
 ритмический (за 8 проигрываний в записанной нотами мелодии определить размер и записать ритмический рисунок);
 диктант двухголосный (за 8 проигрываний двухголосного отрывка дописать пропущенный голос).
2. Определение на слух (приложение3):
 последовательность интервалов в тональности (6-7 интервалов)
 последовательность аккордов (8-10)
 смешанная последовательность (8-10 интервалов и аккордов)
Время выполнения работы:
Диктант – 30 минут, 10 проигрываний.
Слуховой анализ – 5-7 минут, 5 проигрываний.

2.2. II тур: Письменная работа по теории музыки (приложение 4)

Примерные формы:
1. Построить аккорды, крайние звуки которых составляют интервал d-h. Диссонирующие аккорды разрешить, указать тональности;
2. Сделать энгармоническую замену интервала d-h, заполнить полученный интервал звуками уменьшенного септаккорда, разрешить септаккорд в две тональности;
3. Построить звукоряд мажорного лада, являющегося одноименным для d-moll. Указать ступени, которыми они отличаются друг от друга;
4. Построить звукоряды, II ступенью которых является звук d;
5. По группировке данного музыкального отрывка определить размер, разделить отрывок на такты;
6. От звука d построить все известные вам интервалы, качественная величина которых составляет 2 тона. Полученный увеличенный (уменьшенный) интервал разрешить в две тональности;
7. Определить ладовую структуру (тональность) предлагаемого отрывка;
8. Преобразовать цепочку интервалов в аккордовую последовательность (дополнив звуки к интервалу);
9. Найти ошибки (метрические, ритмические, мелодические, гармонические) в предлагаемых примерах, указать правильный вариант записи;
10. В тональности d- moll построить все известные уменьшенные (увеличенные) интервалы.

Время выполнения работы – 60 минут. В работу войдут 6-7 заданий из вышеперечисленных.

2.3. Критерии оценивания. Все формы работы оцениваются по десятибалльной шкале. Возможно получение бонусных баллов на усмотрение жюри.

Диктант по сольфеджио оценивается по следующим параметрам:
1) грамотная и правильная запись диктанта;
2) время записи (возможно получение бонусных баллов при выполнении работы за меньшее время)
3) дополнительный балл получает участник, пожелавший повторить диктант по памяти, за проявление творческой инициативы при воспроизведении диктанта наизусть (транспонирование, аккомпанемент, двух- и многоголосие и т.п.).

Слуховой анализ оценивается по следующим параметрам :
1) верный тональный план (в аккордовой последовательности);
2) потактовое интервальное/аккордовое содержание музыкального построения.
3) возможно получение бонусных баллов за выполнение работы за меньшее время, за исполнение предложенного построения на фортепиано по памяти (без записи).

Письменная работа по теории музыки минут оценивается по следующим параметрам:
1) правильное построение и грамотная запись;
2) время записи (возможно получение бонусных баллов при выполнении работы за меньшее время – до 40 мин.).

2.4. III тур: Устный ответ
1. Чтение с листа одноголосного отрывка с досочинением пропущенного отрывка (секвенция, доведение до тоники и т.д.) (приложение 5).

2.5. Критерии оценки

Чтение с листа оценивается по следующим параметрам:
1) грамотное исполнение мелодии;
2) выразительное пение;
3) возможно получение бонусных баллов за проявление творческой инициативы.


3. КОНКУРСНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ В НОМИНАЦИИ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КАЗАХСКАЯ, РУССКАЯ, ЗАРУБЕЖНАЯ)»

Младшая группа: Учащиеся 5,6,7-х классов ДМШ, ДШИ (по 7-летней программе обучения), 3,4,5-х классов ДМШ, ДШИ (по 5-летней программе обучения)
Старшая группа: Учащиеся 7-9-х классов ССМШ (по 9-летней программе обучения).

3.1 I тур: Музыкальная викторина
Музыкальная викторина по казахской, зарубежной и русской музыке дает возможность участникам продемонстрировать конкретные знания в области музыкальной литературы.
Для младшей группы – 10 номеров, старшей группы – 20 номеров, в равных пропорциях в викторине будет представлены казахская, зарубежная и русская музыка. Необходимые аудио и видео записи казахской музыки будут размещены на сайте КазНУИ или по запросу участника отправлены на его электронный адрес.
В викторине используются аудио и видеозаписи. Звучание произведения дается в оригинале в виде законченной музыкальной мысли.
Музыкальная викторина соответствует учебной программе, см. Приложение 6 (список произведений на викторину по классам и уровням).
3.2. Критерии оценки: полный балл за каждый номер присуждается за верное указание автора, названия произведения, его части, действия, номера.
3.3. II тур: Работа тестового характера. Для участников каждого уровня всех групп вопросы будут ограничены следующим учебным материалом:

Группа

уровень

 класс ДМШ,ДШИ, ССМШ

Учебный материал

МЛАДШАЯ

1

5 класс 7-летней программы обучения,

3 класс 5-летней программы обучения

Казахская и зарубежная музыкальная литература первого года обучения и первой четверти второго года обучения

2

6 класс 7-летней программы обучения,

4 класс 5-летней программы обучения

Казахская и зарубежная музыкальная литература второго года обучения; казахская и русская  музыкальная литература первой четверти третьего года обучения

3

7 класс 7-летней программы обучения,

5 класс 5-летней программы обучения

Казахская, зарубежная и русская  музыкальная литература второго, третьего года обучения и первой четверти четвертого года обучения

СТАРШАЯ

1

7 класс ССМШ

Казахская музыкальная литература (все песенные жанры народного творчества, айтыс, эпос, казахские народные инструменты, кюи-легенды для домбры); зарубежная музыкальная литература (материал учебника плюс творчество Ф.Мендельсона, Р.Шумана, К.Вебера, Ф.Листа, И.Брамса,Э.Грига, К.Сен-Санса) и начальный раздел русской музыкальной литературы (М.Глинка).

2

8 класс ССМШ

Казахская музыкальная литература (все инструментальные и вокальные жанры народного творчества, народно-профессиональное творчество и творчество Е.Брусиловского), зарубежная музыкальная литература (материал учебника) и русская музыкальная литература (материал учебника плюс творчество А.Скрябина, С.Рахманинова).

3

9 класс ССМШ

Казахская музыкальная литература (все инструментальные и вокальные жанры народного творчества, народно-профессиональное творчество и творчество Е.Брусиловского, А.Жубанова, Л.Хамиди, М.Тулебаева, Б.Байкадамова, С.Мухамеджанова),  зарубежная музыкальная литература (материал учебника) и русская музыкальная литературы (материал учебника плюс творчество А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Стравинского), советская музыкальная литература (материал учебника).


3.4. III тур:. Доклад-презентация (учащиеся младших классов могут обойтись устным рассказом) на одну из предложенных тем:
«Мое любимое музыкальное произведение»
«Мой любимый инструмент»
«Мой великий соотечественник»
«Главный педагог в моей жизни»
«Живопись и музыка»

3.5 Требования к презентации:
• Выполняется в программе Microsoft Power Point (версии 2007, 2010, 2013, 2016, 2018).
• Объём 12-20 слайдов. Первый слайд должен содержать фамилию автора, руководителя, название учебного учреждения. Последний слайд – список источников информации.
• В презентации должны чередоваться текстовые и иллюстративные слайды.
• Презентация предоставляется в записи на СD –R (RW) или флэш-накопителе.
• Приветствуется самостоятельное исполнение музыкальных примеров.
• Регламент выступления 3-5 минут.
• По окончании выступления докладчику будут заданы 1-2 вопроса по теме презентации.

3.6 Критерии оценивания презентации:
1. Соответствие заданной теме;
2. Содержательность доклада, его глубина;
3. Логическая последовательность в изложении материала;
4. Оригинальность мышления;
5. Органичность введения видеоряда и музыкальных иллюстраций.
6. Артистизм.
7. Умение говорить без бумажного текста.
8. Превышение лимита времени будет наказываться снижением баллов.
Каждое задание оценивается по десяти балльной системе.